Главная | Регистрация | Вход |RSS

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 
Меню сайта

 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 306

 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Форма входа

Воспитательная работа

          

Воспитательная система центра на 2015 – 2020 гг.

В Центре с 2009 по 2014 год работала  воспитательная система «Планета взросления», в основу которой было заложено понимание  идеи «Планеты взросления» как пространства, педагогически обеспечивающего взросление  подрастающего поколения с опорой на универсальные социально-психологические механизмы становления личности в социуме.

За пять лет воспитательная система  Центра приобрела характеристики целостной, системно оформленной  среды взросления личности, профессионально - личностного роста педагогического коллектива, пространства глубоко гуманных, творческих отношений всех его участников.

Тем не менее, за   последние несколько лет  произошли изменения, корректирующие представление о целях и смыслах общего и дополнительного образования детей.

   Разработанный российскими учеными (А.Г. Асмолов, М.В. Богуславский, А.Я. Данилюк, В.П. Дронов и др.) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, впервые включающий в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и методический конструктор по внеурочной деятельности школьников ХХI века (Д.В. Григорьев), выводят на первый план необходимость интенсивного развития в стране социального института воспитания, повышения роли системы образования в достижении качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Сегодня целью воспитания школьников является создание условий для формирования компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Ориентируясь на этот воспитательный идеал и исходя из тех профессиональных ценностей, которые разделяет наш педагогический коллектив, мы рассматриваем миссию образовательного учреждения в создании условий для личностного роста ребенка, проявляющегося в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия. Приобретение ребенком социально значимых знаний поможет ему лучше ориентироваться в нормах и традициях окружающего его общества, понимать, на каких правилах строится жизнь нашего общества, каковы социально одобряемые или неодобряемые формы поведения. Помимо знаний общественных норм и традиций важно помочь ребенку сформировать определенные социально значимые отношения – позитивные отношения к базовым общественным ценностям, а также приобрести опыт социально значимого действия.

Личностные результаты развития компетенций – это результаты, на достижение которых направлена воспитательная система Центра и в числе прочих это:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Сегодня всё большее количество детей и подростков (не зависимо от социального статуса семьи, ее материального положения и т.д.) способно участвовать в реальной жизни общества. Однако на сегодняшний день обществом мало востребован реальный вклад детей в решение вопросов, касающихся их жизни, а также недостаточно разработаны гуманитарные технологии, позволяющие принять этот вклад и включить детей в процесс принятия решений взрослыми.

Дополнительное образование может и должно стать таким подлинным пространством, где возникают, проходят начальную стадию формирования собственно человеческие способности, позволяющие юному человеку стать субъектом своей и общественной жизни.

Выходом из сложившейся ситуации, по мнению коллектива центра,  станет постепенный переход от привычных методов и форм воспитания (мероприятийных, досугово-развлекательных и пр.), к событийности процесса приобщения ребенка к ценностям творчества, переживаний и отношений в различных видах деятельности, обогащающих жизненный опыт, включающих ребенка в социальные отношения и социальное творчество.

Коллектив центра считает, что современная воспитательная система учреждения дополнительного образования детей должна основываться на принципах системности воспитательного взаимодействия, событийности в воспитании и интегративного принципа организации воспитательного пространства.     

Изменения в государственной образовательной политике и ряд субъективных причин потребовали корректировки воспитательной системы центра. 

 

 

Предпосылками для этого стали следующие факторы:

  • Необходимость сохранения и развития позитивных наработок, традиций, стиля взаимоотношений и других положительных элементов в воспитательной работе центра; 
  • Укрепление и развитие творческого потенциала как в педагогическом, так и в детском коллективах;
  • Изменения в образовательной политике государства;
  • Изменения в условиях работы центра (особенности расположения кружков);
  • Изменения контингента обучающихся:

-     увеличение количества младших школьников (требующих социализации и адаптации);

- увеличение количества детей особых категорий (КДН, малообеспеченных, детей с ОВЗ, детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасном положении).

Необходимость решения данных проблем стала ключевым основанием для обновления воспитательной системы Центра.

Решение этих проблем осложнилось дополнительно противоречиями  организационного и методического уровня:

  • между необходимостью методического сопровождения инновационных изменений  в воспитательной  системе Центра и недостаточностью методической разработанности этой проблемы в дополнительном образовании;
  • между потребностью педагогического коллектива во внесении  изменений  в подходы к организации  и содержанию воспитательной работы и отсутствием современной психолого-педагогической подготовки значительной части педагогов Центра.

Для решения указанных проблем в Центре  в течение 2014 г. была разработана новая воспитательная система.

 

В условиях глобализирующегося поликультурного и полимодального мира актуализируется проблема воспитания человека, способного к самоопределению, самоутверждению и самореализации на благо самого себя и общества, что требует от научного сообщества метарефлексии объекта воспитания не как отдельного субъекта, а его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (бытие-в-мире, бытие-вместе).

Целью воспитания в системе дополнительного образования детей должно выступать  взращивание жизнеспособной личности.

К педагогическим основаниям нашей воспитательной системы мы относим концепцию воспитания жизнеспособного поколения (П.И. Бабочкин, И.М. Ильинский, Б.А. Ручкин), поскольку учреждение дополнительного образования способно создать оптимальные условия для воспитания жизнеспособной личности через включение ее в социальное творчество и социальные отношения.

Понятие «жизнеспособная личность» как интегрированное понятие рассматривается нами как «личное качество индивида, характеризующее его стремление достойно себя проявить в различных социально- экономических ситуациях, в том числе и в условиях дисгармоничного социума» (М.П. Гурьянова). Именно жизнеспособному человеку свойственен осознанный выбор ценностной позиции и способов деятельности в основных жизненных сферах. Воспитание жизнеспособной личности основывается на новой парадигме воспитания, рассматривающей человека как творца культуры и самого себя.

Жизнеспособность личности трактуется в психологии как интегральное качество, характеризующее ресурсный потенциал человека и выражающее степень социальной адаптивности человека в трудных жизненных ситуациях (Е.А. Байер, А.И. Лактионова, А.В. Махнач, Е.А. Рыльская). В педагогических исследованиях выявлено, что «жизнеспособность как ценностный инвариант может воспроизводиться только адекватным типом воспитания» (Н.А. Шобонов) и определяется как «готовность человека к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному), строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею, нести ответственность за результаты своего труда» (М.П. Гурьянова).

Воспитательная система учреждения дополнительного образования детей рассматривается нами как пространство совместного творчества (интеллектуального, художественного, технического, спортивного и др.) детей и взрослых в досуговых видах деятельности в рамках социального заказа государства, общества, учащихся, их родителей и педагогов к содержанию и результатам воспитания.

Воспитательная система Центра должна преобразовать традиционную мероприятийную деятельность с воздействующим характером в систему социального творчества и проектирования социально-культурных событий, формирующую ценностно-целевое поле субъектов, их позиций, отношений; обеспечить продуктивность, востребованность и удовлетворенность детей, родителей и педагогов жизнедеятельностью учреждения дополнительного образования детей.

Осмысление педагогическим коллективом воспитания как со-бытия ориентирует его в воспитательной практике учреждения дополнительного образования детей на организацию совместной событийной ценностно-творческой деятельности, реализацию диалоговых форм педагогического взаимодействия, актуализирующих сознательный поиск, «завоевание и присвоение» личностью смыслов и целей.

В качестве интегративного элемента системы выступает воспитательное событие, во-первых, как организационно-содержательная основа сохранения традиций и создания новых в системе социального творчества и проектирования социально-культурных событий; во-вторых, как способ сплочения общности на основе наполненного смыслом дела; в-третьих, как способ деятельностной интеграции ребенка в полноценную жизнь общества.

 

Цель воспитательной системы: создание условий для становления социально-зрелой ответственной личности с развитыми нравственными ориентирами и личностными компетенциями.

 

Задачи:

  • Развивать у детей опыт личностной инициативы, ответственного поступка, организации различных сфер социального взаимодействия.
  • Включать детей в деятельность, направленную на развитие самостоятельности, патриотизма и гражданской позиции личности.
  • Развивать систему коллективно-творческого дела как организационную и содержательную основу воспитательной системы Центра.
  • Развивать у детей личностные качества, способствующие самореализации, саморазвитию и самоопределению каждого ребенка через участие в детском самоуправлении.
  • Организовывать содержательный, личностно-развивающий досуг детей и подростков.
  • Сохранять и укреплять здоровье воспитанников.
  • Оказать необходимую помощь в социализации детям с особыми потребностями и ограниченными  возможностями здоровья.

 

Направления работы и программы воспитательной системы:

1.     Духовно-нравственное («Я – человек культуры»);

2.     Гражданско-патриотическое («Управляем сами», «Россиянин. Дальневосточник. Хабаровчанин.»);

3.     Социально-педагогическое («Путь к любви и доброте» (работа с особыми категориями детей), «Погода в доме» (работа с родителями), «Звезда «Каникула» на «Планете взросления», «Будущий профессионал»);

4.     Здоровьесбережение («Курс - на здоровье»).

Программа «Я – человек культуры» (эстетическое, культурологическое, духовно-нравственное, экологическое, правовое воспитание).

Идея программы: воспитание духовности и культуры у кружковцев Центра.

Цель: создание благоприятной среды, нравственно развивающей детей и подростков, способствующей становлению у них культуры отношений и деятельности.

Программа направлена на приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности с учетом историко-культурной, этнической и региональной специфики.

 

Программа «Управляем сами»

Цель: создание условий для самореализации, саморазвития и самоопределения  каждого  ребенка через участие в детском самоуправлении.

 

Программа «Россиянин. Дальневосточник. Хабаровчанин.»

 

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей и молодежи через включение их в практическую социальную, поисково-исследовательскую и творческую деятельность.

Задачи:

 совершенствовать и развивать содержание патриотического воспитания детей и молодежи в условиях дополнительного образования;

 организовать социальную, поисково-исследовательскую и творческую деятельность обучающихся в рамках реализации программы;

 организовать работу по реализации регионального компонента в рамках программы.

Актуальные   социальные инициативы  учащихся в контексте задач гражданского и патриотического воспитания

—  проекты социальной помощи ветеранам войны и труда, проекты краеведческого содержания, изучения истории страны, помощи в восстановлении памятников культуры;

—  акции, творческие дела, посвященные государственным праздникам;

—  изучение и развитие этнокультурных традиций; создания музеев историко-краеведческого содержания,

—  проведение трудовых десантов по благоустройству своего населенного пункта,

—  сотрудничество с различными общественными объединениями патриотической направленности. 

 

Программа «Путь к любви и доброте»

Цель: оказание психолого-педагогической и социальной поддержки детям «группы риска», детям с особыми потребностями и с особенностями развития в условиях учреждения дополнительного образования.

Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, состоящие на учете в КДН, дети с ОВЗ, дети из малообеспеченных семей, дети, нуждающиеся в психолого-педагогической помощи.

 

Задачи программы:

  1. Оказать помощь в социальной адаптации детям «группы риска»;
  2. Формировать позитивное отношение к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий.
  3. Оказать помощь в учебной деятельности, досуговой игровой деятельности.
  4. Расширять и обогащать коммуникативные навыки для бесконфликтного общения и взаимодействия.

 

Программа «Погода в доме»

Цель: создание условий для вовлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс и обеспечения взаимодействия педагогического коллектива и родителей в воспитании детей.

Задачи:

1.Выявить родителей, мотивированных на партнерскую деятельность с коллективом Центра,

2. Способствовать формированию активной педагогической позиции родителей,

3. Приобщать родителей к организации деятельности Центра,

4. Внедрять новые формы работы с родительской общественностью;

     5. Способствовать сплочению коллектива Центра с родителями.

 

Программа «Звезда «Каникула» на «Планете взросления»»

Цель: создание условий для полноценного содержательного отдыха детей и подростков.

В течение учебного года предполагается реализация сквозных проектов в каникулярный период, то есть все каникулы будут объединены одной темой.

 

Программа «Будущий профессионал»

Цель: формирование у детей представления о многообразии профессий и ценности созидательного труда человека.

 

Социальные инициативы:

—  создание альбомов о героях труда,

—   презентация трудовых достижений своей семьи, жителей своего города,

—   проведение трудовых акций, творческих конкурсов в разных видах трудовой деятельности;

—  разработка проектов, открывающих мир профессий;

—  подготовка к профессиональной деятельности, сотрудничество с коллективами учреждений разных профилей и производственных предприятий.

Программа «Курс – на здоровье»

Цель: формирование у детей культуры здоровья, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

 

Задачи:  содействие развитию у подростков личной позиции, готовности к принятию самостоятельных решений в пользу ценности здоровья, расширению позитивного опыта физической культуры, предоставление им ярких образцов из жизни героев спорта, возможности участия в различных видах спортивных состязаний, деятельности спортивных секций, стимулирование детей и подростков к физической активности, формирование в образовательном учреждении атмосферы культуры здоровья, моды на здоровый образ жизни.

 

Социальные инициативы:

—  проекты, направленные на благоустройство спортивных объектов, инициирование спортивных мероприятий, деятельности спортивных кружков и секций;

—   изучение истории олимпийских игр; открытие школьной книги спортивных рекордов;

—  создание спортивных биографий своей семьи, своего города, страны;

—  спортивные кругосветки познавательного и творческого содержания;

—  проведение конкурсов болельщиков, создание коллекций на спортивную тему; открытие школы выживания;

—  проведение презентаций спортивных кумиров; конкурсов песен о спорте, фоторепортажей, рекламы различных видов спорта и др.

 

Внедрение новой воспитательной системы позволит:

  1. Обеспечить благоприятный нравственно-психологический климат в образовательном учреждении.
  2. Обеспечить приобретение детьми навыков организации, подготовки и проведения творческих дел, вовлечение детей в детское самоуправление.
  3. Развивать творческий потенциал личности каждого ребенка с учетом его интересов и возможностей.
  4. Развивать опыт личностной инициативы, самостоятельности в организации различных сфер деятельности.
  5. Повысить мотивацию детей к здоровому образу жизни.
  6. Снизить количество социально-дезадаптированных детей и уровня неблагополучия  их семей.
  7. Оказать необходимую помощь в социализации детям с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
  8. «Мы – наследники ратной славы» (патриотическое воспитание)
Баннер
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Полезные ссылки
...

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz